С наступлением весны и тёплой погоды не терпится поскорее «распечатать» новый велосезон — достать велосипед, очистить его от скопившейся пыли и паутины и прокатиться по оттаявшим городским велодорожкам и тротуарам.
Тем не менее, не стоит торопиться, ведь почти полугодовой простой в сочетании с отсутствием ТО в конце прошлогоднего сезона могли довольно негативно сказаться на техническом состоянии вашего байка. Поэтому после такого длительного перерыва мы рекомендуем тщательно проверить основные элементы и оборудование велосипеда перед эксплуатацией, чтобы обеспечить свои комфорт и безопасность при катании.
Подобные задачи с лёгкостью решаются в любой веломастерской, однако если велосипед приобретён совсем недавно или имеет состояние «почти нового», то вы вполне сможете подготовить его самостоятельно, без обращения к специалисту. Для этого достаточно обратить внимание на ключевые моменты и выполнить ряд действий, а именно:
- Чистота велосипеда:
Протрите велосипед мягкой губкой смоченной тёплой водой, а затем специальным средством для очистки. Ни в коем случае не используйте автомойку высокого давления типа «Karcher» и подобные! Вода при такой мойке смывает смазку и проникает в те узлы велосипеда, в которых её категорически быть не должно. Как следствие в критически важных узлах велосипеда возникает дефицит смазки и ржавчина, что приводит к серьёзным неисправностям.
- Крепление колёс:
Проверьте надёжность крепления колёс к раме велосипеда. В случае наличия люфта необходимо подтянуть эксцентрики или болты (в зависимости от типа крепления) до полного его устранения.
- Втулки:
Поочерёдно приподнимите переднее и заднее колесо и повращайте их для определения наличия посторонних шумов и трений в области втулок. Переднее колесо не должно издавать никакого шума, а заднее должно издавать только характерное щёлкание велосипедной трещотки. Так же обязательно попробуйте слегка покачать колёса влево-вправо. При этом во втулках практически не должно быть люфта (допускается лишь лёгкий «полумиллиметровый» люфт). Если же люфт больше допустимого, либо если при кручении колеса во втулках отчётливо слышны потрескивания и щелчки подшипников, то стоит срочно обратиться к специалисту для переборки втулок и замены в них смазки.
- Обода колёс:
При вращении колёс так же обратите внимание на то, присутствуют ли отклонения обода влево-вправо (их ещё называют «восьмёрками». Если «восьмёрки» есть, их можно исправить самостоятельно с помощью спицевого ключа. Однако делать это стоит крайне аккуратно и если опыта по устранению таких неисправностей у Вас нет, то стоит обратиться за помощью в сервис.
- Руль:
Зажмите переднее колесо между коленями и попробуйте повращать рулём. Он должен оставаться неподвижным по отношению к рулевой колонке и выносу. При необходимости необходимо подтянуть болты.
- Состояние покрышек и камер:
Протекторы покрышек не должен быть истёртыми, так же на их боковинах не должно быть микротрещин. В случае проблем приобретите новую покрышку. Камеры, как правило, всегда нуждаются в подкачке после зимнего простоя. Для подкачки потребуется насос. Не очень хорошим признаком будет вариант, при котором камеры окажутся спущенными полностью до нуля. Это может сигнализировать о наличии микротрещин и в этом случае рекомендуется купить новые велокамеры и заменить ими старые.
- Тормоза:
Необходимо проверить степень износа тормозных колодок и при необходимости заменить их. Если модель Вашего велосипеда оборудована механическими дисковыми или ободными тормозами, то необходимо проверить целостность тросиков и «рубашек» (так называют шланги, в которых эти тросики изолированы от воздействий внешней среды). Тросики должны свободно скользить внутри «рубашек» и уверенно передавать усилия на прижатие и отжатие тормозных колодок. При необходимости можно отрегулировать натяжение тросиков, чтобы колодки прижимались плотно, а при отжатии не задевали обод или диск. Если велосипед оборудован дисковыми гидравлическими тормозами, то необходима проверка гидролиний на целостность и отсутствие потёков минерального масла.
- Трансмиссия — цепь, система, кассета (трещотка):
Цепь, переднюю звезду и кассету (трещотку) нужно тщательно очистить от грязи и выработки, для этого лучше всего использовать специальные очистители. Затем нанесите на чистую велосипедную цепь немного смазки и разработайте её, вращая педали, чтобы смазка проникла внутрь звеньев цепи.
- Шифтеры (манетки - переключатели скоростей на руле):
Проверьте качество переключения скоростей одновременно с вращением педалей. Как и в случае с механическими тормозами, необходимо проверить целостность тросиков и «рубашек» переключателей. Тросики здесь так же должны свободно скользить внутри «рубашек». При необходимости нужно отрегулировать натяжение тросиков переключателей, чтобы переключение скоростей происходило максимально чётко.
Если вы выполнили все наши рекомендации – то можете быть уверены, что теперь ваш велосипед готов к поездкам! Ну а если что-то не получилось, не расстраивайтесь, приходите с велосипедом к нам в мастерскую, и мы обязательно поможем!
Удачной дороги!