Самокат - средство передвижения, которое с каждым годом набирает все большую популярность во всем мире. Этот незамысловатый вид транспорта вобрал в себя ряд важных преимуществ, которые так необходимы городскому жителю: мобильность, компактность, доступность и экологичность. Самокат для детей - отличный способ веселого времяпрепровождения, физической активности и прекрасный способ завести новых друзей.
Какие же бывают самокаты? Как понять какой нужен именно вам? На что обратить внимание при выборе? На все эти вопросы, с которыми люди сталкиваются при выборе этого транспорта, мы постараемся ответить в этой статье.
Детские самокаты
Если вы решили приобрести самокат для своего ребенка - в этой части статьи мы расскажем, на что обращать внимание при выборе детского самоката.
Самокаты для детей делятся на два типа: трехколесные модели для самых маленьких (кикборды) и классические двухколесные для детей постарше. Кикборды рекомендуют приобретать для детишек в возрасте от 3-х лет. В этом возрасте малышам обычно тяжеловато держать равновесие на двухколесных моделях, поэтому были созданы такие самокаты, имеющие спереди два колеса, чтобы упростить балансирование. Поворот на кикбордах осуществляется наклоном руля в нужную сторону. Такие модели рассчитаны на максимальный вес до 50кг.
Для детей от 5 лет можно смело рекомендовать классический двухколесный самокат. Эти модели обычно выдерживают вес до 70кг. Высота самого самоката считается оптимальной, если руль находится на уровне "солнечного сплетения" ребенка. Чтобы самоката хватило не на один сезон, настоятельно рекомендуем выбирать модели с регулируемым по высоте рулем. Дека самоката должна иметь надежное противоскользящее покрытие - это резина, а еще лучше абразивное покрытие, или проще говоря шкурка. Нормальная длинна деки для детского самоката будет составлять 30-40см. Обратите внимание на класс подшипников - оптимальными будут ABEC-5 или ABEC-7. Колеса изготавливаются в основном из двух материалов: пластик и полиуретан. Пластиковых колес стоит избегать - они не такие износостойкие, плохо гасят вибрации и устанавливаются преимущественно на бюджетные модели. Полиуретановые отличаются хорошей устойчивостью к износу, отлично поглощают вибрации при катании и меньше шумят. Тормоза также бывают двух типов: ножной и ручной. Задний ножной обеспечивает более плавное торможение и устанавливается на большинство детских самокатов, в то время как ручной тормоз идет больше как дополнительная опция.
Перед покупкой самоката обязательно внимательно проверьте качество сборки - люфты должны полностью отсутствовать, особенно в районе руля, рулевой колонки и системы складывания, если самокат ею оборудован.
Самокаты для взрослых
Самокаты можно разделить на четыре основные группы: городские, внедорожные, трюковые и электросамокаты. Поэтому, перед покупкой нужно ответить для себя на вопрос: где вы будете преимущественно на нем кататься? Пройдемся по каждой группе отдельно и расскажем об особенностях каждой из них.
Городские самокаты
Самокат для города спроектирован так, чтобы ваша поездка на нем по городским улицам была максимально комфортной.
Для этого на взрослых моделях городских самокатов в основном устанавливаются полиуретановые колеса размером от 180мм до 250мм. Полиуретановые колеса отлично поглощают вибрации от асфальта или брусчатки, обладают высокой устойчивостью к износу. Размер колес тоже играет важную роль. Чем больше диаметр колес, тем проще самокат будет справляться с мелкими неровностями и кочками, обеспечивая хороший накат. Именно поэтому среди городских самокатов все чаще стали встречаться модели с увеличенным диаметром переднего колеса - до 250мм.
Встречаются также и надувные колеса. Они тоже хорошо справляются с мелкими неровностями и отлично гасят вибрации, однако им свойственны типичные недостатки колес со встроенной камерой - их надо время от времени подкачивать и они не защищены от проколов.
Также на некоторых моделях устанавливается передний амортизатор, чтобы минимизировать вибрации при передвижении.
Внутри каждого самоката есть подшипники - они отвечают за вращение колес. Ориентироваться исключительно на высокий класс подшипников не стоит, ведь это также расходный материал и им свойственно изнашиваться. Золотая середина - подшипники класса ABEC-7.
Еще одна особенность городского самоката - низкое расположение деки (платформы на которой мы стоим), проще говоря маленький дорожный просвет. Это делается специально, чтобы облегчить процесс толкания и исключить быструю утомляемость опорной ноги.
Длина и ширина деки - параметр, который чаще волнует тех, кто покупает самокат впервые. Домыслы о том, что обе ноги должны помещаться на деке, а следовательно она должны быть широкая - ошибочны. На самом деле во время катания только одна нога полностью стоит на деке, вторая нога, толчковая, ставится чуть позади рядом, но не на всю ширину стопы, а только на кончик или под углом. Поэтому дека должна быть такой ширины, чтобы на нее комфортно помещалась одна ваша стопа с небольшим запасом по бокам. К недостаткам слишком широкой деки можно отнести снижение маневренности. Длина деки также влияет на маневренность: чем короче ваш самокат, тем более высокой маневренностью он обладает.
На моделях для города устанавливается два типа тормозов: задний ножной и ручной. Функцию заднего ножного тормоза как правило выполняет заднее крыло, которое со стороны колеса оборудовано специальной тормозной колодкой. При нажатии ногой на крыло оно трется о колесо колодкой, тем самым понижая скорость. Такой вид тормоза обеспечивает плавное торможение, однако во влажную погоду мало эффективен и может издавать противный скрипящий звук.
Ручной тормоз обычно устроен так же, как и дисковый тормоз на велосипедах: торможение осуществляется путем блокировки колодками с обоих сторон специального диска (ротора), закрепленного на колесе . Этот вид тормоза намного более отзывчив, хорошо тормозит даже в дождливую погоду.
Практически у всех городских самокатов есть возможность отрегулировать руль по высоте. Для комфортного передвижения руль должен находиться чуть выше поясницы.
Механизм складывания - главное преимущество городского самоката. Сложенный самокат можно беспрепятственно провозить в транспорте или метро, его легко транспортировать в багажнике автомобиля и хранить дома. Перед покупкой самоката обязательно попробуйте его сложить. Вы не должны тратить на этот процесс много времени и усилий, в противном случае это будет означать, что система складывания оставляет желать лучшего.
В большинстве своем городские самокаты рассчитаны на вес до 100кг.
Внедорожный самокат
Если вы планируете кататься не только в городе, но и по пересеченной местности или хотели бы пользоваться этим средством передвижения, например, на даче - вам нужен внедорожный самокат.
Внедорожные самокаты комплектуются надувными колесами большего диаметра. В отличие от полиуретановых эти колеса будут намного лучше и комфортнее преодолевать кочки и неровности. Диаметр таких колес бывает от 12 до 20 дюймов. Тут действует то же правило, что описано выше: чем больше диаметр колес, тем легче самокат будет справляться с неровностями и лучше будет накат.
Система складывания у таких самокатов отсутствует. Дело в том, что самокат для езды по пересеченной местности должен обладать повышенной прочностью, поэтому рамы внедорожных самокатов изготавливаются цельными и чаще всего из стали. Сталь, в свою очередь, более надежна, отлично ведет себя в условиях повышенных нагрузок (кочки, неровности). Именно поэтому такой вид самокатов, в отличии от остальных, можно смело рекомендовать тем людям, кто весит больше 90кг.
С тормозами тут все обстоит ровно как и на велосипедах. Внедорожные самокаты комплектуются передним и задним ручным тормозом. Тормоза бывают ободные и дисковые. Уверенное торможение обеспечат оба вида тормозов, однако дисковые тормоза отлично себя покажут и во влажную погоду.
Трюковые самокаты
Трюковой самокат отличается от привычных всем складных моделей отсутствием механизма складывания, усиленными элементами конструкции, прочными комплектующими.
Диаметр колес таких самокатов варьируется от 100мм до 125мм. Самокат для трюков оборудован широким рулем повышенной прочности, что необходимо для выполнения трюков. Такой самокат обладает высокой маневренностью и быстро набирает скорость за счет подшипников высокого класса, в большинстве своем не ниже ABEC-9. Для повседневного комфортного катания в городе такой самокат не подходит, поэтому трюковые самокаты мы детально разберем в отдельной статье.
Электросамокаты
Электросамокат - удобный и экологичный вид транспорта, по многим параметрам превосходящий даже велосипед. Он обладает достаточно большим запасом хода, удобен в хранении и транспортировке.
Чем мощнее электродвигатель, тем быстрее самокат набирает скорость и быстрее забирается в горку. Мощный двигатель актуален для любителей скорости и людей весом от 90кг - здесь подойдет движок мощностью от 350-500 Вт. Людям полегче и девушкам для спокойного повседневного катания будет вполне достаточно мощности 250 Вт. Такой двигатель будет более плавно трогаться с места и рационально расходовать батарею.
Размер колес у электросамокатов тоже зависит от мощности двигателя. Чем меньше диаметр колес, тем менее мощный мотор нужен для разгона. Оптимальный размер колес для городского электросамоката - 8-10 дюймов. Они отлично катят по асфальту и брусчатке, не создавая дополнительную нагрузку на двигатель и батарею самоката.
При выборе самоката с электродвигателем мы рекомендуем ориентироваться на емкость батареи около 12500 мАч. Такой батареи должно хватить на путь длинной 25-27км, то есть примерно 13км в одну сторону. Этого вполне достаточно в городских условиях, чтобы добраться до работы и обратно, а до метро или остановки общественно транспорта - и подавно. Стоит ли покупать электросамокат с батареей повышенной емкости, например 25000 мАч? По нашему мнению - не стоит. В обычных поездках по городу такой объем батареи вам не пригодится, однако самокат заметно прибавит в весе, да и заряжать его придется гораздо дольше.
Итог
При выборе детского самоката ориентируйтесь на возраст ребенка. Для детишек в возрасте 3-4 лет рекомендуется приобретать трехколесные кикборды на которых им проще будет кататься и держать равновесие. Детям от 5 лет выбирайте классический самокат с регулируемым по высоте рулем, который следует выставить на уровне "солнечного сплетения". Выбор стоит делать в пользу полиуретановых колес на подшипниках класса не ниже ABEC-5. Перед покупкой проверьте все узлы самоката - различные люфты должны отсутствовать.
При выборе взрослого самоката сначала подумайте, где и по какому покрытию преимущественно будет проходить катание. Если кататься планируете исключительно по городу - вам нужен городской складной самокат. Колеса стоит выбирать полиуретановые, не меньше 200мм с подшипниками класса не ниже ABEC-7. Чем больше колеса - тем лучше проходимость и накат. Наличие амортизатора также добавит комфорта при передвижении и сгладит неровности дороги. Дека должна быть такой длины и ширины, чтобы свободно помещалась одна нога и оставалось место, чтобы разместить толкающую ногу полубоком или на краю стопы. Убедитесь, что руль самоката регулируется по высоте и вы свободно можете выставить его чуть выше поясницы. Перед покупкой проверьте механизм складывания - чтобы сложить самокат вы не должны тратить много времени и усилий. Если же вы планируете катание в том числе и по пересеченной местности - вам нужен внедорожный самокат. Также такой вид самоката отлично подойдет людям с весом более 90 кг.
При выборе электросамоката обратите внимание на ключевые параметры: мощность двигателя и емкость батареи. Если вам важна скорость и резвое преодоление подъемов, а также если ваш вес больше 90 кг - ориентируйтесь на мощность больше 350-500 Вт. Для обычного использования хватит мощности 250 Вт. Оптимальный размер колес 8-10". Если в среднем одна ваша поездка будет длинной не более 25 км - вполне будет достаточно емкости около 12500 мАч. Если нужен больший запас хода, можно выбирать самокат с батареей большей емкости, но это утяжелит ваш электросамокат.
Надеемся наша статья ответила на ваши вопросы и помогла с выбором самоката.